Авторский курс импровизации и композиции
Исполнители блюза, джаза и рока должны уметь импровизировать. Это аксиома. Но импровизация (свободное музицирование) подразумевает знание традиции, как определённых законов и принципов, по которым «обыгрываются» мелодические линии и темы, а также аккорды, составляющих основу «квадратов» в блюзе и рок-н-ролле. Чтобы играть «своё» и всегда новое в пределах гармонической последовательности в инструментальной или вокальной композиции, нужно, по крайней мере, знать, как это делали предшественники, как делают это современники, музыканты-мастера. В этом смысле современное музыкальное исполнительство напоминает времена И.С. Баха, когда и в академической музыке искусство импровизации было обязательным для каждого музыканта. В ту пору исполнитель должен был уметь сыграть «от себя», сымпровизировать интродукцию к любой зафиксированной в нотах композиции или каденцию в инструментальном концерте. А клавишник (клавесинист или органист) умел импровизировать по цифрованному генерал-басу гармоническую фактуру, а также подголоски и контрапункты к звучащей мелодии.
И сейчас инструменталист в джазе и роке должен уметь сымпровизировать и проигрыш, и аккомпанемент, а музыкант ритм-секции – создать несколько вариантов фактуры аккомпанемента на одну и ту же буквенную гармонию.

В помощь учащимся, желающим овладеть мастерством импровизации О.М.Степурко написал и опубликовал в 1995 году в издательстве «Камертон» учебник «Блюз, Джаз, Рок» - первое отечественное пособие, имеющее звуковое приложение на CD с фонограммами «минус-1», записанное к каждому музыкальному примеру. Книга эта выдержала три переиздания и получила хорошие отзывы у мастеров джаза.
Второй учебник – «Скэт-импровизация» (с аудио приложением в формате mp-3) была специально ориентирована на студентов-вокалистов и уже выдержала 2 издания.
Курсы по предметам «Импровизация» и «Рок-композиция» выстроены на основе этих двух учебников.
О.М.Степурко ставит перед собой задачу – научить студентов «обыгрывать» мелодии и аккорды, а также – сочинять импровизации в рамках различных гармонические сеток и схем, в разнообразных ритмических фактурах в таких музыкальных стилях, как блюз, джаз, рок, латина и т.д.
Вокальная импровизация, как вариант обучения, строится по принципу «учитель-ученик», когда студент должен повторять за педагогом фразы, записанные на CD. Такая методика устроена по принципу «от простого к сложному»: сначала 1-тактовые фразы, затем 2-х тактовые, 4-х тактовые и т.д.
Авторская методика О.Степурко поможет учащемуся раскрыть его творческий потенциал, разовьёт мелодическое и гармоническое мышление, научит его ориентироваться в разнокалиберных пространствах такта, фразы и квадрата. А также даст учащемуся возможность ознакомиться с основами композиторского мастерства. Потому что импровизация – это по сути и есть композиция, только она отличается от традиционно сочинённой музыки спонтанностью и оперативностью.
В мир творчества и музыкального сочинительства, в мир импровизации и композиции вас поведёт заслуженный артист России, доцент ИСИ, член Союза композиторов РФ Олег Степурко. Милости просим!
Программа курса «Импровизация»
1. Пентатоническая импровизация
Блюз – пентатоника, Триольный тайминг, акцент «офф-бит», расширение фразы, интонационный приём «вопрос-ответ», ритмический приём «даун-ап», приёмы «суммирование» и «дробление», приём «эхо».
2. Мажорная «кантри»-пентатоника
Совмещение двух ладов: блюза и «кантри»-пентатоники.
3. Форма «АА» - Изменение лада на каждый аккорд. Взаимодействие смысловых точек во фразе, форма «ААБА». Соединение частей «А» и «Б» в целый квадрат.
4. Ладовая импровизация. Сравнительная таблица. Мотивное развитие фразы, приём «скачок с заполнением». Ионийский лад; Дорийский лад; Миксолидийский лад.
5. Искусственные лады. Лад тон-полутон. Целотоновый лад.
6. Аккордовая импровизация. Общее представление. Проходящие, вспомогательные, вводные тона; гармонический тип мотивного развития.
7. Хроматическая импровизация. Общее представление. Словарь фраз.
8. Мотивная работа. Перетрактовка ступеней. Джазовые темы, как источник мелодических идей. Импровизация по опорным тонам темы, аккорда.
9. Замены в мелодических линиях. Замены – медиантная, квинтовая. Тритоновая замена. Секундовая замена (тоническая, доминантовая).
10. Политональная импровизация.
Краткая программа курса «Рок-композиция»
- Интуитивный и концептуальный метод сочинения
- Перенос смысловой точки фразы с чётных на нечётные такт
- Гармонический минимализм в современной поп-музыке
- Асимметричный квадрат
- Несимметричные метр и квадрат в русской песне
- Линейные и риффовые фразы
- Диалог с грувом (фактурой)
- Ладовый объём
- Гармонические сетки, как основа для композиции
- Квартовые и квинтовые каденции
- Диатоническое нисходящее или восходящее движение баса
- Гармонический аккомпанемент на рояле
- Нисходящая хроматическая секвенция
- Метод сочинения в риффовой технике
Хотите попробовать?

Дни открытых дверей проводятся каждую
среду в 19-00 и воскресенье в 17-00
м.Сокольники, ул. Русаковская д.23
(Ресторан «Бакинский дворик»)
За рестораном повернуть направо и пройти через проходную на территорию БЦ "Сокольники плаза".
Мы ответим на любые вопросы относительно обучения
в легендарной Школе рок-музыки «Красный Химик».
+7 (495) 532-93-32
+7 (926) 709-50-40
info@rockschool.ru
Комментарии
Не указан элемент инфоблока.