Теоретические курсы
В нашей Школе, как и во всех музыкальных учебных заведениях мира, большое значение придаётся теоретическим дисциплинам. Разнообразные теоретические курсы всегда сопутствуют обучению игры на любом инструменте. Не только в сфере академической музыки, но и на эстрадных отделениях училищ и консерваторий. А вот что говорят о пользе теории в музыке знаменитые рок-звёзды –
Ингви Мальстин: «Я слушал то, что делали Моцарт, Вивальди, Бах и Бетховен, и думал: - Опаньки, что же это? Обращённые аккорды и контрапункты – это здорово! Это вам не блюз. Так я и начал слушать записи классической музыки, принадлежащие моей матери. И понеслось. В отличие от множества людей, получивших классическое образование и затем пришедших в рок, я проделал этот путь в обратном порядке».
Стив Вэй: «Занятия теорией музыки в школе стали для меня даром Божьим. Это сильно обогатило меня и мою жизнь! Я узнал, что такое тема, вариация и как применять их в своей музыке. Такие понятия, как тональность, помогли мне обнаружить свой мир. Я перестал рассматривать тональности как набор гамм. Они превратились в благоухание и краски, стали разноцветным ковром. Вы можете ими пользоваться и раскрашивать ими свою музыку, если понимаете их. Вы должны подчинить их себе, чтобы писать свою музыку».
Итак, теория в «Красном Химике».
- С чего мы начинаем?
- С чего мы начинаем?
Поступающие в нашу школу сразу же начинают заниматься на инструменте (или вокалом) и получают 2 бесплатных занятия (одно по теории и одно – на инструменте или по вокалу). Всего за 1-й месяц вы проходите 10 занятий (7 по теории и 3 по инструменту). Занятия по теории проходят по воскресеньям и четвергам в вечернее время – не раньше 19-ти (продолжительность урока – полтора часа), а по инструменту – в удобные для вас дни и часы.
Если по каким-либо причинам вы не можете заниматься в это время, либо по этим дням, мы готовы пойти вам навстречу и сформировать иной график занятий.
Со второго месяца занятия проходят 2 раза в неделю: одно занятие на инструменте (в удобные для вас дни и часы), одно – по теории (по воскресеньям или в пятницу вечером). Итого – 8 занятий в месяц. Это стандартный курс.
Занятия по теории проходят в небольших группах (10-15 человек).
Курс «Элементарная теория музыки» (в объёме ДМШ) – 4 месяца.
Курс «Сольфеджио» (начальный) – 3 месяца.
По окончании занятий по сольфеджио вы проходите
7-месячный курс – «Рок-теория», за которым следует
6-месячный курс – «Импровизация, Рок-композиция».
Итого – занятия по теории проходят в течение двух учебных лет.
Окончившие музыкальные учебные заведения начинают проходить продвинутые теоретические курсы: «Рок-теория», «Импровизация и Композиция».
Курс «Элементарная теория музыки» (в объёме ДМШ) – 4 месяца.
Курс «Сольфеджио» (начальный) – 3 месяца.
По окончании занятий по сольфеджио вы проходите
7-месячный курс – «Рок-теория», за которым следует
6-месячный курс – «Импровизация, Рок-композиция».
Итого – занятия по теории проходят в течение двух учебных лет.
Окончившие музыкальные учебные заведения начинают проходить продвинутые теоретические курсы: «Рок-теория», «Импровизация и Композиция».
В рамках курса «ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ» изучаются следующие темы:
1-й урок – нотное письмо; звукоряд; длительности нот и пауз; знаки, увеличивающие длительности; ритмические упражнения; синкопа;
2-й урок – альтерация; знаки альтерации;
3-й урок – интервалы (примы, секунды, терции);
4-й урок – интервалы (кварты, квинты, сексты, септимы, октавы);
5-й урок – аккорды – базовые трезвучия;
6-й урок – септаккорды, нонаккорды;
7-й урок – лады; устойчивые и неустойчивые звуки лада; схема тяготения в ладу; названия звуков лада; тональность; хроматизм;
8-й урок – натуральный мажор; параллельные тональности, натуральный минор; кварто-квинтовый круг образования тональностей; энгармонизм тональностей; буквенное обозначение тональностей, одноимённые тональности.
9-й урок – главные и побочные трезвучия в натуральном мажоре и миноре.
10-й урок – гармонический и мелодический мажор; гармонический и мелодический минор.
11-й урок – обращение трезвучий.
12-й урок – функциональные аккордовые группы в тональности; логика функционального движения.
13-й урок – аккордовые соотношения; каденция; органный пункт.
14-й урок – отклонение; модуляция; родственные тональности.
15-й урок – обращение септаккордов; септаккорд VII ступени; септаккорд II ступени.
16-й урок – приёмы мелодического развития; секвенции.
17-й урок – размеры; особые виды ритмического деления.
18-й урок – древние лады – ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, гипофригийский (локрийский); народные (фольклорные) лады.
19-й урок – пентатоники.
20-й урок – основные песенные формы.
1-й урок – нотное письмо; звукоряд; длительности нот и пауз; знаки, увеличивающие длительности; ритмические упражнения; синкопа;
2-й урок – альтерация; знаки альтерации;
3-й урок – интервалы (примы, секунды, терции);
4-й урок – интервалы (кварты, квинты, сексты, септимы, октавы);
5-й урок – аккорды – базовые трезвучия;
6-й урок – септаккорды, нонаккорды;
7-й урок – лады; устойчивые и неустойчивые звуки лада; схема тяготения в ладу; названия звуков лада; тональность; хроматизм;
8-й урок – натуральный мажор; параллельные тональности, натуральный минор; кварто-квинтовый круг образования тональностей; энгармонизм тональностей; буквенное обозначение тональностей, одноимённые тональности.
9-й урок – главные и побочные трезвучия в натуральном мажоре и миноре.
10-й урок – гармонический и мелодический мажор; гармонический и мелодический минор.
11-й урок – обращение трезвучий.
12-й урок – функциональные аккордовые группы в тональности; логика функционального движения.
13-й урок – аккордовые соотношения; каденция; органный пункт.
14-й урок – отклонение; модуляция; родственные тональности.
15-й урок – обращение септаккордов; септаккорд VII ступени; септаккорд II ступени.
16-й урок – приёмы мелодического развития; секвенции.
17-й урок – размеры; особые виды ритмического деления.
18-й урок – древние лады – ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, гипофригийский (локрийский); народные (фольклорные) лады.
19-й урок – пентатоники.
20-й урок – основные песенные формы.
После 4-х месячного курса «Элементарной теории музыки» мы предлагаем вам начальный 3-х месячный курс – «СОЛЬФЕДЖИО». Цель курса «Сольфеджио» – развитие музыкального слуха: определение на слух интервалов, аккордов, звукорядов и ладов; умение петь по нотам, читая с листа, индивидуально и в ансамбле; умение записать нотами мелодию или ритмический рисунок; чтение с листа ритмических паттернов; развитие музыкальной памяти; анализ хитов; тактирование и дирижирование и многое другое.
После окончания 3-х месячного курса «Сольфеджио» учащимся предлагается 7-месячный курс – «РОК-ТЕОРИЯ». Под руководством заслуженного артиста РФ Олега Степурко, известного музыканта, композитора, преподавателя Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства (ГМУЭДИ), доцента Института современного искусства (ИСИ), учащиеся исследуют технологические особенности разных жанров и стилей рок-музыки в её развитии, начиная с времени появления блюза и рок-н-ролла и до сегодняшнего дня.
Краткая программа курса «Рок-теория»
- Рок-н-ролл
- Виды рок-н-ролла
- Британский бит
- Лондонский ритм-энд-блюз
- Ливерпульский мерси-бит
- Группа «Beatles»
- Идиомы группы «Beatles»
- Концептуальный альбом «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».
- Хард-рок
- Арт-рок
- Соул
- Рей Чарльз и Стиви Вандер
- Хэви-метал
- Брасс-рок
- Регги
- Полистилистика
- Рок-опера
- Гранж и рок-альтернатива
- «Nirvana», «Linkin Park», Rasmus», «System Of A Down», «Doors», «Down», «Guano Apes», «No Doubt».
После 7-месячного курса «Рок-теория» учащимся предлагается творческий 6-месячный курс – «ИМПРОВИЗАЦИЯ, РОК-КОМПОЗИЦИЯ» Под руководством заслуженного артиста РФ Олега Степурко, известного музыканта, композитора, преподавателя Музыкального училища им. Гнесиных, доцента Института современного искусства учащиеся учатся импровизировать и сочинять собственную музыку. Курс «Импровизация, рок-композиция» основан на 2-х авторских учебниках О.Степурко: «Блюз, Джаз, Рок» и «Скэт-импровизация» и ставит своей задачей научить учащихся «обыгрывать» мелодии и аккорды, а также сочинять импровизации и композиции на разные гармонические сетки, в разнобразных ритмических фактурах, в различных музыкальных стилях и жанрах – блюз, джаз, рок, латино и т.д.
Краткая программа курса «Импровизация»
- Пентатоническая импровизация
- Мажорная «кантри» - пентатоника
- Форма «АА»
- Ладовая импровизация
- Искусственные лады
- Аккордовая импровизация
- Хроматическая импровизация
- Мотивная работа
- Перетрактовка ступеней
- Замены в мелодических линиях
- Политональная импровизация
Краткая программа курса «Рок-композиция»
- Интуитивный и концептуальный метод сочинения
- Перенос смысловой точки фразы с чётных на нечётные такт
- Гармонический минимализм в современной поп-музыке
- Асимметричный квадрат
- Несимметричные метр и квадрат в русской песне
- Линейные и риффовые фразы
- Диалог с грувом (фактурой)
- Ладовый объём
- Гармонические сетки, как основа для композиции
- Квартовые и квинтовые каденции
- Диатоническое нисходящее или восходящее движение баса
- Гармонический аккомпанемент на рояле
- Нисходящая хроматическая секвенция
- Метод сочинения в риффовой технике