Анатолий Семочкин: Все искусство делается на стыке культур
В сентябре «Вечерняя Москва» совместно с Продюсерским центром Игоря Сандлера запустила уникальный музыкальный проект «Площадь Согласия». Талант участников оценивают мэтры, в числе которых Анатолий Семочкин, известный гитарист и музыкальный преподаватель.
С Анатолием мы встретились, чтобы узнать, что он думает о проекте, музыкальном образовании, современных гитаристах.
- Вы уже успели принять участие в проекте «Площадь согласия». По-вашему, какова его цель?
- Мне кажется, что это культурно-популяризаторский проект, абсолютно некоммерческий. В таких мероприятиях обязательно нужно участвовать начинающим музыкантам.
- А что насчет молодых участников? Как оцените их уровень?
- Там выступала группа "Times Square", играли тяжелую музыку, похоже на Papa Roach (прим. - американская рок-группа). Ребята образованные, хорошо подготовленные, звук у них правильно поставлен. Это новое направление тяжелой музыки, которая более-менее мелодическая. Не скажу, что направление самое выдающееся, но ребята умелые, ноты знают.
- Если ребята вдохновлялись альтернативным роком, то чем в свое время вдохновлялись вы?
- В семидесятые годы в стране была неплохая классическая гитарная школа. Электрогитар не было, лишь у немногих были нафарцованные «Фендеры» и «Гибсоны» (прим. - производители электрогитар Fender и Gibson). Тем, у кого были «выездные» родители, привозили такие инструменты. А остальным откуда их взять? «Стратокастеры» (прим. -электрогитара Fender Stratocaster) стоили 4 тысячи рублей. К тем немногим, у кого они были, мы ходили смотреть на инструмент и молиться на него, как на икону. А классические гитары немецкие были, по 70 рублей. Именно они на нас повлияли.
- Современные популярные рок-группы академизмом зачастую не блещут. Это нормально, что молодые музыканты вдохновляются такой музыкой?
- Абсолютно нормально. И они могут достичь коммерческих высот. Но при этом даже в такой тяжелой музыке должны быть мелодии. Фишка в том, чтобы играть гармоническую музыку на электроинструментах, как «Queen». Если бы появилось что-то такое, это было бы суперявление.
- Вы преподаете гитару уже 30 лет. Что скажете о современных учениках? Чем они отличаются от тех, кто приходил к вам 10 или 20 лет назад?
- На нынешних молодых людей интернет действует плохо. У них сознание распыляется. Легкодоступного материала много, от переизбытка информации человек не может сфокусироваться. А раньше ноты в тетрадочку переписывали и к такому материалу относились очень трепетно. Я считаю, что интернет убивает хорошие, добрые бойцовские качества.
- Но с другой стороны несобранность – субъективная проблема. Кто-то может взять себя в руки и проявить усидчивость.
- Нет, не может. Это общественная проблема, сродни алкоголизму. Человек не может взять себя в руки.
- Вы говорили, что нужно обязательно получать техническое образование, даже если хочешь заниматься музыкой.
- Да. Человек должен знать таблицу умножения, законы Ньютона, дифференциальное и интегральное исчисление. Тогда с мозгами у него все будет в порядке. Плюс нужно заниматься спортом, чтобы трезво мыслить и не распылять сознание.
- Значит, самообразование – это пустая трата времени?
- Самообразование должно быть только с инструктором. Он дает направление, куда двигаться. Игра на инструменте – это очень, очень тонкая вещь. Учась самостоятельно, без наставника, ты будешь все делать неправильно. А если и попытаешься делать правильно, потратишь на это в десятки раз больше времени. То, что, не зная нот, ты можешь стать выдающимся симфоническим аранжировщиком – это все сказки, обман.
- Получается, сначала техническое образование, потом музыкальное. А не поздно будет учиться?
- Нет, в любом возрасте можно начать учиться. Главное – не то, сколько человеку лет, а то, на сколько он себя ощущает.
- Получается, чтобы хорошо играть, нужно хорошо думать?
- Я всегда задавался вопросом, как Джимми Пейдж (прим. - легендарный гитарист, участник группы Led Zeppelin) проектировал такие гитарные риффы? Что у человека в голове? А он отшельник по своей сути. Он, конечно, мог попрыгать по сцене, но все равно он находился внутри себя и постоянно думал.
- Но большинство хочет не думать, а качать стадионы, как «Металлика». Хотят, чтобы их постеры висели на стенах у подростков.
- Самое главное у рок-группы — это гитарный рифф, чтобы можно было раскачивать толпу на стадионе. Толпа подвержена очень примитивным вибрациям, изыски на стадионе не пройдут. Хотя у группы «Queen» это удавалось.
Не нужно делать ни из кого идолов. Шоу-бизнес делает звезд, чтобы потом выкачивать деньги из масс. «Металлика» - не самый плохой коллектив, харизматичный, с характерным звуком барабана и голоса. Но Джеймс Хэтфилд (прим. - вокалист и гитарист группы «Metallica») - это шоу-бизнес. Таких, как Кирк Хэммет (прим. - гитарист группы «Metallica»), сотни тысяч, а может и миллионы.
- Так все-таки нужно удерживать ученика в каком-то направлении, чтобы не "распылялся"?
- Ученик — это личность, они все талантливые. Но ему надо помочь раскрыться, при этом не загоняя в угол. Нужно поощрять интерес в разных направлениях, при этом не навязывать себя в качестве кумира. Учитель должен быть уважаемым человеком, товарищем и советчиком, а ученик должен оставаться независимым в своем мышлении.
- В телефонном разговоре вы назвали себя «неформалом». Поясните.
- Я с уважением отношусь к джазменам, рокерам, блюзменам, классикам, в принципе к правильно поставленному и поданному материалу. Любую ситуацию я могу трезво оценить со стороны, проанализировать достоинства и недостатки, сделать вывод. Все искусство делается на стыке культур: электрогитарные технологии, классические гитарные технологии. Это и есть неформальность.
- Многие говорят, что играют для себя, и мнение зрителей им безразлично. Это лукавство?
- Это не хорошо, обязательно нужно играть для кого-то. Это совсем другой уровень взаимодействия с музыкальным материалом. Если человек музицирует только для себя, значит у него есть какие-то фобии. Но замечу, что прежде чем что-то выносить в народ, это нужно подготовить, записать, послушать и принять решение, имеешь ты право это играть или нет.
- Вы все еще выходите играть на Арбат?
- Я играл на Арбате этим летом. До этого много лет выходил, но потом стали приписывать статью о проведении несанкционированного митинга. Правда, это было временное явление. Уличная практика хороша тем, что это самый лучший способ отработки материала и поддержания себя в форме. Хочешь не хочешь, а ты отвлекаешься на людей, и в этот момент учишься концентрироваться.
- Напоследок, что бы вы посоветовали участникам проекта «Площадь согласия»?
- Надо, чтобы какой-нибудь специалист, желательно из преподавательской области, посмотрел на них тихонечко в щелочку, когда они играют. Именно специалист, с уважением относящийся к людям, а не сектантствующий жлоб. Ни в коем случае не надо играть перед комиссией, как на конкурсе, ведь забить неподготовленного гитариста — это не честно, все равно что вывести на ринг неопытного боксера.
- А певцам?
- А певцам — в ноты попадать.
Автор: Алексей Хорошилов
Подробнее на