Школа Музыки Красный Химик работает в обычном режиме.
Мы соблюдаем все меры безопасности для сохранения Вашего здоровья.

Все дороги ведут в Нэшвилл

Все дороги ведут в Нэшвилл

15 Ноября 2017

Заметки московского гитариста о поездке в мекку кантри-музыки: Бродвей, джемы и мэтры жанра

Гитарист Михаил Виноградов сотрудничает со многими российскими и зарубежными артистами - от Пола Ди Анно (Paul Di'Annо, ex-Iron Maiden) до группы Serebro. Будучи сессионным музыкантом, он играет в совершенно разных стилях, но сам Михаил любит и давно изучает кантри-рок. Среди его гитарных кумиров - Брент Мейсон (Brent Mason), Альберт Ли (Albert Lee) и Дэнни Гаттон (Danny Gatton).

Все эти музыканты в разное время жили и играли в Нэшвилле. Недавно Михаилу самому довелось побывать и поиграть в мировой столице кантри. На пару с другом-гитаристом он провел в Нэшвилле месяц. Друзья устроили себе что-то вроде гитарной стажировки: взяли уроки у пары местных мэтров, послушали многих классных музыкантов, познакомились с некоторыми из них, поучаствовали в гитарных джемах. Звуки публикуют рассказ Михаила о музыкальной жизни Нэшвилла.

Большой город в маленьком городке

Про Нэшвилл часто говорят - big city in a small town. Город небольшой: население - около 750 000 человек. Если взять агломерацию, то может быть еще 1 200 000. Но по количеству музыкальных записей он занимает второе место в США после Нью-Йорка, а по концентрации студий и концертных площадок - наверняка первое.

Своей славой "столицы кантри" Нэшвилл во многом обязан Чету Эткинсу (Chet Atkins). Всем он известен как блистательный гитарист, но 1950-е годы Чет также много работал в Нэшвилле как музыкальный продюсер. Многие песни, записанные в те годы на студиях Нэшвилла, становились хитами, и в город хлынуло огромное количество музыкантов. В первую очередь это были не виртуозы гитары, а авторы-исполнители. Для записей и концертов им нужны были свои аккомпанирующие группы. Так в город стали съезжаться инструменталисты, которых здесь называют hired guns (наемники): гитаристы, басисты, барабанщики, скрипачи, исполнители на pedal steel гитаре, банджо. Очевидно, что при такой концентрации исполнителей и здоровой конкуренции уровень местных музыкантов рос с каждым годом.

Как и в Нью-Йорке, в Нэшвилле есть свой Бродвей. Это самая старая и главная музыкальная улица в городе. В длину она невелика - примерно 300 метров, по обеим ее сторонам - бары, где играют живую музыку. Баров так много, что они расположены впритык друг к другу. Мы проводили очень много времени на этой улице, ведь большинство звезд (если они в городе) выступает именно здесь. Например, четыре раза в неделю на Бродвее выступает Дон Келли (Don Kelly). У него одно из самых ярких и самых "гитарных" шоу в городе, в разное время с ним играли звезды жанра - Джони Хайленд (Johnny Hiland), Гатри Трэпп (Guthrie Trapp), Брент Мэйсон (Brent Mason), Ред Волкерт (Redd Volkaert)... Сейчас там играет, например, Портер МакКлистер (Porter McClister) - замечательный музыкант.

Получить работу в баре на Бродвее музыканту очень сложно: здесь самый большой поток туристов, и под вечер бары забиты битком. Музыканты называют Нэшвилл “five years town” - в среднем музыканту требуется пять лет, чтобы встать на ноги в городе и платить по счетам, зарабатывая только музыкой. Очень многие музыканты, с которыми мы познакомились, работают на других работах.

Чтобы играть на Бродвее, у вас должны быть знакомства, и, конечно, везение: должна подвернуться вакансия хотя бы на один вечер – например, кто-то уехал из города или заболел. На его место сразу же находится замена ("sub").

Постоянные составы у местных бэнд-лидеров - редкость: они играют с лучшими доступными в этот день музыкантами. Например, мы ходили несколько раз послушать певицу Сару Гейл Митч (Sarah Geil Mitch) и ее группу Mitch Boys. В первый вечер она играла с таким составом: басист, ударник, гитарист и исполнитель на pedal steel гитаре. Во второй вечер вместо pedal steel гитариста была скрипачка, вместо бас-гитариста – контрабасист и другой ударник. А в третий раз они могут и как трио выступить. Любой доступный музыкант будет задействован, если известно, что он хороший исполнитель и на него можно положиться. Часто музыкант приезжает из тура и в тот же день идет играть на Бродвей. Как правило, у всех исполнителей есть свои авторские песни, но они их играют всего несколько за вечер: публика хочет слышать хиты – например, Джонни Кэша (Johnny Cash).

Кризис жанра

В последние годы кантри как стиль становится все менее популярным. Туристы, которые приезжают в город, чтобы окунуться в атмосферу баров с кантри, рок-н-роллом и блюзом,- это, в основном, люди за 50, а молодежь не будет слушать все эти гитарные запилы. На дворе 21-й век, и потому теперь в Нэшвилле играют все подряд – от Стиви Уандера (Stevie Wonder) и AC/DC до Imagine Dragons и Bruno Mars. И все-таки, помимо каверов на современные песни, местные музыканты обычно играют 5-10 вещей в стилистике кантри.

Востребованный профессиональный музыкант в Нэшвилле играет 1-2 концерта в день, 5 дней в неделю. То есть, как минимум, он играет на сцене по 4 часа в день, а иногда и все 8 часов. Если у человека серьезный настрой и он попал в эту обойму, где играют живьем импровизационную музыку, то он или научится играть, как нужно, или вернется к себе домой. Поэтому у меня нет вопросов, откуда берутся все эти монстры гитары.

Вход в бары с живой музыкой и на джемы - свободный. В барах на Бродвее администрация обычно платит группе за выступление фиксированную сумму $60-80 за 3-4 часа. То есть 15-20 баксов музыкант получит в любом случае, даже если в этот вечер послушать группу не придет никто. Но основную оплату музыканты получают благодаря системе чаевых. В баре есть большая коробка для чаевых (tip jar), и каждый час кто-то из музыкантов берет ее и обходит публику в баре. Считается очень плохим тоном совсем ничего не кинуть - каждый посетитель добавит хотя бы пару баксов.

Например, проход публики в баре Robert’s Western World составляет не меньше 400 человек в сутки. Живая музыка звучит с 11.00 до 2.00. Каждый посетитель кидает минимум $2-5 в коробку для чаевых. За день в этом заведении успевает выступить сразу несколько групп. Этот бар один из самых старых и популярных в городе, играют там лучшие из лучших.

Музыкальная жизнь не ограничивается Бродвеем. В Нэшвилле огромное количество хороших музыкантов. Наверное, их здесь больше, чем в любом другом городе, но при этом сильнее и концентрация посредственных. Много уличных музыкантов - как хороших, так и не очень, и каждый из них на что-то надеется. Нэшвилл - Голливуд музыкантов.

Однажды нас подвозил один таксист. Увидел у нас гитары, поинтересовался, откуда мы. Когда узнал что из России, пригласил на джем, который он ведет. Сказал, что у него своя группа и оставил нам визитку с адресом сайта. Мы зашли потом на этот сайт - cделан он был очень красиво, но музыка, которая там была выложена, нас не впечатлила. В общем, на тот джем мы не пошли. Или еще история: в самый первый вечер в Нэшвилле мы зашли в бар Soulshine Pizza. Владелец бара - поклонник The Allman Brothers Band и назвал свое заведение по песне этой группы. Кроме нас посетителей в баре не оказалось. Длинноволосый бармен увидел у нас гитары и мы разговорились. Он спросил, кто из гитаристов мне нравится. Я сказал, что таких много - например, Майк Стерн. А бармен тут и говорит: "Я, когда в Беркли учился, с ним играл пару раз" - и показывает фотографии. В будни он работает барменом, а по выходным играет с каким-то местным исполнителем, они колесят на маленьком автобусе с гастролями по югу Америки.

Джемы

Джемы проходят в Нэшвилле почти каждый день, иногда даже в нескольких местах. Там можно встретить кого угодно - от студентов музыкальных колледжей до звёзд местной величины. Например, в Soul Shine Pizza джемы проводит Кенни Олсон (Kenny Olson), бывший гитарист Кида Рока (Kid Rock). В другом баре на джеме пела бывшая бэк-вокалистка Эрика Клэптона - она живет в Нэшвилле. Я с ней не играл, к сожалению, но участвовал в сете прямо перед ее выступлением.

Записаться на джем просто: приходишь в клуб и пишешь на табло маркером свое имя, инструмент и ждешь своей очереди. Если ты знаешь, с кем будешь в группе, то можно спросить вокалиста, что он будет петь. Но желающих поиграть очень много - только одних гитаристов может прийти 50-60. Однажды мы просто не дождались своей очереди и ушли – было душно и жарко. А в другой раз мы опоздали к началу джема на 40 минут и все было занято. Но нам повезло – мы поиграли, так как в этом клубе оказался наш знакомый барабанщик. Сам джем может идти 5-6 часов. Вещи играются простые по гармонии. Если мы говорим про блюзовый джем, то здесь, помимо классических трех-аккордовых блюзов и рок-н-роллов можно услышать джазовый блюз, песни Джими Хендрикса, а иногда и фанк – такие вещи, как "Cissy Strut", "Pick Up Pieces", "Superstitious" Стиви Уандера и т д.

Я заметил, что практически все гитаристы на джемах круто играют слайдом. Возможно, потому, что на джемах часто исполняли вещи из репертуара The Allman Brothers Band. Так случилось, что как раз в тот момент, когда мы были в Нэшвилле, умер один из основателей этой легендарной группы - Грегг Олмен (Gregg Allman). Город погрузился в траур - все вокруг ходили в майках с символикой Allman Brothers. Нэшвилл – город, где родились братья Дуэйн и Грегг. Все джемы начинались с грустной речи, посвященной памяти этого музыканта. Мы были на концерте великолепного гитариста Джека Пирсона (Jack Pearson), который сам пару лет играл с Allman’s Brothers. Он тоже почтил память Грегга и открыл свой концерт песней “My Old Friend”. Кстати, даже Джек Пирсон, признанный и очень востребованный музыкант, регулярно ходит на джемы. Музыкальное сообщество здесь - одна большая семья.

Самые классные места в Нэшвилле, где проходят джемы, - Soulshine Pizza, Bourbon Street Blues and Boogie Bar, Carol Ann’s Home Cooking Café и место, которое называется просто Country – там очень уютная веранда.

Мэтт Ли и Гатри Трэпп

На одном из концертов в баре Robert Western World я увидел выступление певицы Сары Гейл Митч (Sarah Geil Mitch). На гитаре у нее играл Мэтью Ли (Matthew Lee). Играл он просто нереально круто – я стоял четыре часа и смотрел, не отрывая глаз. При этом он играл с отсутствующим видом, выдавал свои виртуозные фразы и одновременно еще смотрел телевизор, по которому показывали хоккей. Очень уставший он был. Как он потом нам сказал, это был его второй концерт за день, шел его седьмой час на сцене. После концерта мы подошли к нему спросили, можно ли у него позаниматься. Он дал нам e-mail, мы написали ему и договорились о времени занятия. Мэтт оказался очень открытым: мы приезжали к нему домой, он угощал нас чаем, показывал наработки из своей книги. Один раз он даже приехал с усилителями к нам в гостиницу, чтобы провести занятие. Его любимые гитаристы - Редд Волкерт (Redd Volkaert) и Дэнни Гатон (Danny Gaton) – это слышно и по его манере. Конечно, всю полученную на занятии информацию сразу усваивать не получалось (мы занимались раз в 2 дня), но все можно было фиксировать на видео и отрабатывать в гостинице по утрам.

Несколько раз я приходил на Бродвей, когда Мэтт там с кем-нибудь играл, и он вытаскивал меня на сцену, - разумеется, если артист, с которым он играл, не возражал. Он понял, что для меня очень важно поиграть на Бродвее с классными музыкантами. А Мэтт тем временем мог отдохнуть – покурить или съесть гамбургер. Если человек работает 6-8 часов, то не поиграть несколько песен для него - большой кайф. Но при этом он слушал краем уха мою игру и делал замечания: "Вот здесь ты сыграл то, о чем мы говорили - я слышал". Там, кстати, все музыканты неплохо поют (кроме, пожалуй, барабанщиков). Поэтому если кто-то из посетителей заказывает песню, а вокалист ее не знает, то бас-гитарист или гитарист могут спеть за него.

На одном из выступлений с Мэттом мне предложили поиграть где-то на замене, но в тот день мы уже должны были быть в Москве. Нам очень повезло встретить именно Мэтта Ли - он нам много рассказывал про индустрию, знакомил с музыкантами и давал советы - куда стоит сходить, кого послушать, с кем поиграть.

Конечно, чтобы выйти на сцене в Нэшвилле и сыграть на концерте с местной группой, нужно отлично знать репертуар. В этом мне помогла книга Эрика Норманда "Курс выживания музыканта в Нэшвилле" (Eric Normand - "Nashville Musician Survival Guide"). Там много полезной информации, но самое главное - есть список 100 самых популярных песен, звучащих в Нэшвилле. Перед поездкой я ее серьезно проштудировал.

Второй музыкант, у которого мы смогли поучиться, - Гатри Трэпп (Guthrie Trapp). Мы встретили его в одном из баров и договорились о мастер-классе. Причём, он в этот вечер не играл. Все гитаристы такого уровня в Нэшвилле заняты с утра до вечера на студиях либо в турах. Иногда они буквально физически не могут ответить на письмо и т. д. Но в итоге Гатри провёл для нас очень интересный мастер-класс у себя на студии.

Наши занятия у Мэтта и Гатри начинались с джема, а потом мы задавали вопросы. Меня, в основном, интересовали джазовые вкрапления в кантри-музыку - где они уместны, а также такие фишки как имитация pedal steel гитары и банджо. У Мэтта и Гатри можно было много чего перенять, всегда была возможность сказать "стоп", схватить за руку и спросить "что ты только что сыграл" - и они показывали. Да и просто джем с такими музыкантами крайне информативен.

Инструменты

В Нэшвилле я не заметил у местных музыкантов какого-то особо трепетного отношения к инструментам, примочкам и прочему оборудованию. Очень многие играют на гитарах местных производителей: Vintage Bluesmen, Neville и Whitfill Guitars. Внешне это те же стратокастеры и телекастеры, но стоят эти гитары довольно дорого: от 2000 до 3000 долларов. Также в ходу телекастеры, изготовленные небольшой компанией Nash, но она находится вопреки названию не в Нэшвилле, а в штате Вашингтон. Естественно, на классических стратокастерах и телекастерах фирмы Fender в Нэшвилле тоже играют. Те же Мэтт Ли и Гатри Трэпп – оба эндорсеры Fender, и на концертах играют на гитарах Fender.

На джемах у некоторых гитаристов можно увидеть гитары Gibson (модели Les Paul или Firebird), но все же преобладают телекастеры и стратокастеры. И это при том, что в Нэшвилле находится штаб-квартира компании Gibson.

В барах гитаристы выкручивают комбики на полную катушку. Колонки там слабые и в линию пускают только скрипку или pedal steel гитару - инструменты, которые нужно подзвучивать. А гитаристы и басисты часто играют прямо в свои комбики, и в зале их прекрасно слышно. Из примочек популярна местная педаль Nobels - фирменный нэшвилльский овердрайв, что-то наподобие педали tubescreamer, только поярче. Так же я не увидел у местных музыкантов ни одного гитарного процессора.

Гитарных магазинов в Нэшвиллле огромное количество. Есть магазины, где продаются только винтажные инструменты и комбики. Гитары местных фирм тоже можно купить - как новые, так и секонд-хенд. Но найти действительно крутой инструмент не так просто – наверняка его покупают, в тот же день, как он поступает в магазин. В одном из гитарных магазинов мы встретили Джо Бонамассу (Joe Bonomassa) – он купил гитару прямо при нас. Причем, посетителей в магазине в это время не было - только Джо и мы.

Поездка в Нэшвилл оказалась несколько нервной – ведь хотелось много всего успеть. Мне еще год потребуется, чтобы проработать всю информацию, которую я там почерпнул на занятиях. Но самое главное, что нам дала поездка в Нэшвилл – это вдохновение для занятий и создания музыки, использования стиля и идей нэшвилльских гитаристов в своей игре.

Артем ТИХОМИРОВ (ЗВУКИ РУ)
© 1979-2024 Москва
гитарист