Все дороги ведут в Нэшвилл
Заметки московского гитариста о поездке в мекку кантри-музыки: Бродвей, джемы и мэтры жанра
Гитарист Михаил Виноградов сотрудничает со многими российскими и зарубежными артистами - от Пола Ди Анно (Paul Di'Annо, ex-Iron Maiden) до группы Serebro. Будучи сессионным музыкантом, он играет в совершенно разных стилях, но сам Михаил любит и давно изучает кантри-рок. Среди его гитарных кумиров - Брент Мейсон (Brent Mason), Альберт Ли (Albert Lee) и Дэнни Гаттон (Danny Gatton).
Все эти музыканты в разное время жили и играли в Нэшвилле. Недавно Михаилу самому довелось побывать и поиграть в мировой столице кантри. На пару с другом-гитаристом он провел в Нэшвилле месяц. Друзья устроили себе что-то вроде гитарной стажировки: взяли уроки у пары местных мэтров, послушали многих классных музыкантов, познакомились с некоторыми из них, поучаствовали в гитарных джемах. Звуки публикуют рассказ Михаила о музыкальной жизни Нэшвилла.
Большой город в маленьком городке
Своей славой "столицы кантри" Нэшвилл во многом обязан Чету Эткинсу (Chet Atkins). Всем он известен как блистательный гитарист, но 1950-е годы Чет также много работал в Нэшвилле как музыкальный продюсер. Многие песни, записанные в те годы на студиях Нэшвилла, становились хитами, и в город хлынуло огромное количество музыкантов. В первую очередь это были не виртуозы гитары, а авторы-исполнители. Для записей и концертов им нужны были свои аккомпанирующие группы. Так в город стали съезжаться инструменталисты, которых здесь называют hired guns (наемники): гитаристы, басисты, барабанщики, скрипачи, исполнители на pedal steel гитаре, банджо. Очевидно, что при такой концентрации исполнителей и здоровой конкуренции уровень местных музыкантов рос с каждым годом.
Получить работу в баре на Бродвее музыканту очень сложно: здесь самый большой поток туристов, и под вечер бары забиты битком. Музыканты называют Нэшвилл “five years town” - в среднем музыканту требуется пять лет, чтобы встать на ноги в городе и платить по счетам, зарабатывая только музыкой. Очень многие музыканты, с которыми мы познакомились, работают на других работах.
Чтобы играть на Бродвее, у вас должны быть знакомства, и, конечно, везение: должна подвернуться вакансия хотя бы на один вечер – например, кто-то уехал из города или заболел. На его место сразу же находится замена ("sub").
Постоянные составы у местных бэнд-лидеров - редкость: они играют с лучшими доступными в этот день музыкантами. Например, мы ходили несколько раз послушать певицу Сару Гейл Митч (Sarah Geil Mitch) и ее группу Mitch Boys. В первый вечер она играла с таким составом: басист, ударник, гитарист и исполнитель на pedal steel гитаре. Во второй вечер вместо pedal steel гитариста была скрипачка, вместо бас-гитариста – контрабасист и другой ударник. А в третий раз они могут и как трио выступить. Любой доступный музыкант будет задействован, если известно, что он хороший исполнитель и на него можно положиться. Часто музыкант приезжает из тура и в тот же день идет играть на Бродвей. Как правило, у всех исполнителей есть свои авторские песни, но они их играют всего несколько за вечер: публика хочет слышать хиты – например, Джонни Кэша (Johnny Cash).
Кризис жанра
В последние годы кантри как стиль становится все менее популярным. Туристы, которые приезжают в город, чтобы окунуться в атмосферу баров с кантри, рок-н-роллом и блюзом,- это, в основном, люди за 50, а молодежь не будет слушать все эти гитарные запилы. На дворе 21-й век, и потому теперь в Нэшвилле играют все подряд – от Стиви Уандера (Stevie Wonder) и AC/DC до Imagine Dragons и Bruno Mars. И все-таки, помимо каверов на современные песни, местные музыканты обычно играют 5-10 вещей в стилистике кантри.
Востребованный профессиональный музыкант в Нэшвилле играет 1-2 концерта в день, 5 дней в неделю. То есть, как минимум, он играет на сцене по 4 часа в день, а иногда и все 8 часов. Если у человека серьезный настрой и он попал в эту обойму, где играют живьем импровизационную музыку, то он или научится играть, как нужно, или вернется к себе домой. Поэтому у меня нет вопросов, откуда берутся все эти монстры гитары.
Например, проход публики в баре Robert’s Western World составляет не меньше 400 человек в сутки. Живая музыка звучит с 11.00 до 2.00. Каждый посетитель кидает минимум $2-5 в коробку для чаевых. За день в этом заведении успевает выступить сразу несколько групп. Этот бар один из самых старых и популярных в городе, играют там лучшие из лучших.
Музыкальная жизнь не ограничивается Бродвеем. В Нэшвилле огромное количество хороших музыкантов. Наверное, их здесь больше, чем в любом другом городе, но при этом сильнее и концентрация посредственных. Много уличных музыкантов - как хороших, так и не очень, и каждый из них на что-то надеется. Нэшвилл - Голливуд музыкантов.
Однажды нас подвозил один таксист. Увидел у нас гитары, поинтересовался, откуда мы. Когда узнал что из России, пригласил на джем, который он ведет. Сказал, что у него своя группа и оставил нам визитку с адресом сайта. Мы зашли потом на этот сайт - cделан он был очень красиво, но музыка, которая там была выложена, нас не впечатлила. В общем, на тот джем мы не пошли. Или еще история: в самый первый вечер в Нэшвилле мы зашли в бар Soulshine Pizza. Владелец бара - поклонник The Allman Brothers Band и назвал свое заведение по песне этой группы. Кроме нас посетителей в баре не оказалось. Длинноволосый бармен увидел у нас гитары и мы разговорились. Он спросил, кто из гитаристов мне нравится. Я сказал, что таких много - например, Майк Стерн. А бармен тут и говорит: "Я, когда в Беркли учился, с ним играл пару раз" - и показывает фотографии. В будни он работает барменом, а по выходным играет с каким-то местным исполнителем, они колесят на маленьком автобусе с гастролями по югу Америки.
Джемы
Записаться на джем просто: приходишь в клуб и пишешь на табло маркером свое имя, инструмент и ждешь своей очереди. Если ты знаешь, с кем будешь в группе, то можно спросить вокалиста, что он будет петь. Но желающих поиграть очень много - только одних гитаристов может прийти 50-60. Однажды мы просто не дождались своей очереди и ушли – было душно и жарко. А в другой раз мы опоздали к началу джема на 40 минут и все было занято. Но нам повезло – мы поиграли, так как в этом клубе оказался наш знакомый барабанщик. Сам джем может идти 5-6 часов. Вещи играются простые по гармонии. Если мы говорим про блюзовый джем, то здесь, помимо классических трех-аккордовых блюзов и рок-н-роллов можно услышать джазовый блюз, песни Джими Хендрикса, а иногда и фанк – такие вещи, как "Cissy Strut", "Pick Up Pieces", "Superstitious" Стиви Уандера и т д.
Самые классные места в Нэшвилле, где проходят джемы, - Soulshine Pizza, Bourbon Street Blues and Boogie Bar, Carol Ann’s Home Cooking Café и место, которое называется просто Country – там очень уютная веранда.
Мэтт Ли и Гатри Трэпп
Несколько раз я приходил на Бродвей, когда Мэтт там с кем-нибудь играл, и он вытаскивал меня на сцену, - разумеется, если артист, с которым он играл, не возражал. Он понял, что для меня очень важно поиграть на Бродвее с классными музыкантами. А Мэтт тем временем мог отдохнуть – покурить или съесть гамбургер. Если человек работает 6-8 часов, то не поиграть несколько песен для него - большой кайф. Но при этом он слушал краем уха мою игру и делал замечания: "Вот здесь ты сыграл то, о чем мы говорили - я слышал". Там, кстати, все музыканты неплохо поют (кроме, пожалуй, барабанщиков). Поэтому если кто-то из посетителей заказывает песню, а вокалист ее не знает, то бас-гитарист или гитарист могут спеть за него.
На одном из выступлений с Мэттом мне предложили поиграть где-то на замене, но в тот день мы уже должны были быть в Москве. Нам очень повезло встретить именно Мэтта Ли - он нам много рассказывал про индустрию, знакомил с музыкантами и давал советы - куда стоит сходить, кого послушать, с кем поиграть.
Конечно, чтобы выйти на сцене в Нэшвилле и сыграть на концерте с местной группой, нужно отлично знать репертуар. В этом мне помогла книга Эрика Норманда "Курс выживания музыканта в Нэшвилле" (Eric Normand - "Nashville Musician Survival Guide"). Там много полезной информации, но самое главное - есть список 100 самых популярных песен, звучащих в Нэшвилле. Перед поездкой я ее серьезно проштудировал.
Второй музыкант, у которого мы смогли поучиться, - Гатри Трэпп (Guthrie Trapp). Мы встретили его в одном из баров и договорились о мастер-классе. Причём, он в этот вечер не играл. Все гитаристы такого уровня в Нэшвилле заняты с утра до вечера на студиях либо в турах. Иногда они буквально физически не могут ответить на письмо и т. д. Но в итоге Гатри провёл для нас очень интересный мастер-класс у себя на студии.
Наши занятия у Мэтта и Гатри начинались с джема, а потом мы задавали вопросы. Меня, в основном, интересовали джазовые вкрапления в кантри-музыку - где они уместны, а также такие фишки как имитация pedal steel гитары и банджо. У Мэтта и Гатри можно было много чего перенять, всегда была возможность сказать "стоп", схватить за руку и спросить "что ты только что сыграл" - и они показывали. Да и просто джем с такими музыкантами крайне информативен.
Инструменты
В Нэшвилле я не заметил у местных музыкантов какого-то особо трепетного отношения к инструментам, примочкам и прочему оборудованию. Очень многие играют на гитарах местных производителей: Vintage Bluesmen, Neville и Whitfill Guitars. Внешне это те же стратокастеры и телекастеры, но стоят эти гитары довольно дорого: от 2000 до 3000 долларов. Также в ходу телекастеры, изготовленные небольшой компанией Nash, но она находится вопреки названию не в Нэшвилле, а в штате Вашингтон. Естественно, на классических стратокастерах и телекастерах фирмы Fender в Нэшвилле тоже играют. Те же Мэтт Ли и Гатри Трэпп – оба эндорсеры Fender, и на концертах играют на гитарах Fender.
На джемах у некоторых гитаристов можно увидеть гитары Gibson (модели Les Paul или Firebird), но все же преобладают телекастеры и стратокастеры. И это при том, что в Нэшвилле находится штаб-квартира компании Gibson.
В барах гитаристы выкручивают комбики на полную катушку. Колонки там слабые и в линию пускают только скрипку или pedal steel гитару - инструменты, которые нужно подзвучивать. А гитаристы и басисты часто играют прямо в свои комбики, и в зале их прекрасно слышно. Из примочек популярна местная педаль Nobels - фирменный нэшвилльский овердрайв, что-то наподобие педали tubescreamer, только поярче. Так же я не увидел у местных музыкантов ни одного гитарного процессора.
Гитарных магазинов в Нэшвиллле огромное количество. Есть магазины, где продаются только винтажные инструменты и комбики. Гитары местных фирм тоже можно купить - как новые, так и секонд-хенд. Но найти действительно крутой инструмент не так просто – наверняка его покупают, в тот же день, как он поступает в магазин. В одном из гитарных магазинов мы встретили Джо Бонамассу (Joe Bonomassa) – он купил гитару прямо при нас. Причем, посетителей в магазине в это время не было - только Джо и мы.
Поездка в Нэшвилл оказалась несколько нервной – ведь хотелось много всего успеть. Мне еще год потребуется, чтобы проработать всю информацию, которую я там почерпнул на занятиях. Но самое главное, что нам дала поездка в Нэшвилл – это вдохновение для занятий и создания музыки, использования стиля и идей нэшвилльских гитаристов в своей игре.