Вячеслав Молчанов: я в придворные музыканты больше не пойду
Вячеслав МОЛЧАНОВ молодой и успешный в своей творческой биографии музыкант, и его успех в профессии это результат огромного трудолюбия и отсутствия горизонтов в деле, которое его интересует, - у вечного пределов нет. Слава - гитарист группы КИПЕЛОВ, и при плотном рабочем графике находит время на каждодневные обязательные занятия, на то, чтобы выступить в качестве гостя на концертах своих друзей, на участие в различных проектах, один из которых - SIXTH SENSE - совсем недавно опубликовал свой дебютный релиз «Moments Of Affection». Об этом и о многом другом мы с ним и побеседовали...
MUSIC BOX: У тебя, прямо скажем, обязывающее имя... Что-нибудь в твоей жизни указывало на то, что оно окажется пророческим, - ты ведь гитарист славной в нашей стране формации КИПЕЛОВ?
ВЯЧЕСЛАВ МОЛЧАНОВ: У нас в роду очень много мужчин с именем Слава, меня назвали в честь деда... MB: Значит, «ружьё наконец выстрелило»... Ты ведь учился в «Красном Химике», а это, как известно, кузница наших ударных роковых кадров! Общаешься с кем-нибудь оттуда? ВМ: Конечно! Например, до сих пор общаюсь с Ламзиным Игорем Анатольевичем - отличным педагогом и замечательным человеком. Когда учился, общался с ним как ученик - мне было 13 лет, и я смотрел на него как на «дядю», а теперь мы с ним уже на равных - коллеги по цеху. Есть желание даже что-нибудь совместно замутить. У нас уже были подобные опыты, мы играли концерты - трио на акустических гитарах. MB: Тебя «Красный Химик» приглашает, или ты сам идёшь на контакт? ВМ: Игорь предложил мне провести в «Красном Химике» мастер-класс. Эта тема мне интересна, и я думаю, мы это сделаем.
MB: Там и сейчас нет недостатка в соискателях?
ВМ: Народу много, и, по словам Игоря, когда ребята, которые слушают группу КИПЕЛОВ, узнают, у кого я учился, то идут именно к нему.
MB: Значит, тебе знания, а от тебя пиар - нормальная схема!
ВМ: (Смеётся.) За знания спасибо, а пиар не только от меня. Там же учились и Олег Изотов, и Серёжа Бокарев - это навскидку...
MB: Где ты дальше постигал гитарные премудрости?
ВМ: После рок-лицея я какое-то время занимался самостоятельно, а потом решил расширить свои музыкальные горизонты за счёт изучения джаза, импровизации. Позвонил опять-таки Игорю, и он меня отправил к Николаю Михайловичу Головне - педагогу, с которым они в своё время вместе учились, и я продолжил обучение в Высшем Училище Искусств (в простонародье «Кулёк»),
MB: Ты отметился в самых разнообразных стилях. Что ты не играл?
ВМ: Трудно сказать, что я не играл! (Смеётся.) Но ближе всего для меня именно рок-музыка.
MB: Когда ты понял, что музыка будет твоей профессией?
ВМ: По прошествии трёх лет обучения игре на гитаре я понял, что это моё и что меня ни в какую сторону уже не сдвинешь.
MB: А где ты трудился до того, как стал зарабатывать на хлеб музыкой?
ВМ: Где только я ни трудился! Даже уже играя в группе ЛЕГИОН, мы вместе с Лёшей Булгаковым развозили сахарный песок. А вообще я успел поработать и на бараночной фабрике, и на кондитерской, и грузчиком на овощной базе, игрушками даже торговал. MB: Закалили тебя «твои университеты»?
ВМ: Занятиям музыкой это не мешало. Днём я работал, а вечером садился заниматься: у меня была определённая методика, которую мне дал Игорь Анатольевич, и ещё я на слух снимал многих музыкантов.
MB: Ты снимал то, что тебе нравилось?
ВМ: Когда я учился в училище, мне давали конкретные задания, и я снимал джазовых гитаристов. Не всегда это было приятно, потому что джазовая импровизация для съёма вещь чрезвычайно непростая-иногда сидишь, слушаешь, ничего не понимаешь - «понос» музыкальный идёт. А я должен был это снять и записать на ноты. И я снимал и записывал. Хорошо, что мои записи пригодились другим, Николай Михайлович Головня давал по ним заниматься своим ученикам. Съём как способ обучения я считаю самым идеальным вариантом. Не надо жалеть на это занятие ни времени, ни сил, тогда можно чего-то добиться. А снимать надо обязательно в разных стилях, чтобы со временем прийти к чему-то своему.
MB: Насколько я знаю, ты начал с трэша-угара?
ВМ: Да, у нас была группа EXORCIST (Изгоняющий Дьявола), и мы были тяжелы и брутальны.
MB: На танцульках, значит, не отметились?
ВМ: (Смеётся.) Нет... Однажды сотрясли стены Перовского Дворца Пионеров, как-то разогревали НОВЫЙ ЗАВЕТ... MB: Композиторский зуд у тебя появился уже тогда?
ВМ: Ну да. Ваяли своё, но в духе TESTAMENT и SLAYER. MB: А что было потом?
ВМ: А потом был КОЛОДЕЦ СЧАСТЬЯ. Мы играли фанк а ля Джеймс Браун (James Brown), правда, с более тяжёлыми гитарами - было задорно и весело. MB: Почему такой вираж? ВМ: Мне стало интересно поиграть другую музыку. Это ведь прикольно, когда ты играешь в разных стилях, а потом возвращаешься к тому жанру, который тебе реально ближе всего. В брутальной музыке можно изобретать интересные вещи, опираясь на джаз, фанк и т.д.
Возьмём, к примеру, группу MESSHUGAH. Они играют агрессивную музыку, но если её разбирать детально, то там, на мой взгляд, очень много от джаза. Шоры и узкая спецификация, я думаю, музыканту могут реально помешать в профессиональном развитии.
MB: А когда ты играл у Жасмин, у тебя присутствовал исполнительский драйв?
ВМ: (Смеётся.) Это, пожалуй, единственный не слишком удачный мой опыт. Но это был профессиональный коллектив очень серьёзных музыкантов. Там, кстати, играл и Дима Кривенков, который сейчас играет в ЭПИДЕМИИ. Вообще, надо уметь уважать дело, которое так или иначе делаешь и всегда пытаться извлечь из любого занятия максимальную профессиональную пользу. Любой опыт это опыт. MB: А как ЦВЕТЫ, для которых ты был катастрофически молод? ВМ: Саша Лосев, Царствие ему Небесное, был великолепный музыкант и человек, каких сейчас, к сожалению, мало. Он имел очень правильный, на мой взгляд, подход к жизни, не говоря уже об исключительном профессионализме. В ЦВЕТАХ случился мой первый вокальный опыт, и я учился у Саши. MB: Тебе интересно петь? ВМ: Да, очень интересно, и сейчас я этим плотно занимаюсь. Кроме Саши, я работал с замечательными вокалистами - Николаем Носковым и Григорием Лепсом, а сейчас тружусь с Валерием Кипеловым. Считаю, что мне исключительно повезло- была возможность внимательно приглядеться к ним, к тому, как они занимаются, что им можно пить и есть, что нельзя и т.п. Сейчас всё это мне очень пригодилось.
MB: А где же тебя исполнительский драйв всё-таки догнал?
ВМ: В полной мере я ощутил его в группе КИПЕЛОВ. Играть здесь для меня в кайф. До этого коллектива я всегда работал на определённого исполнителя: изучал стилистику; как хамелеон, старался подстроиться под его вкус; понимал, что человеку надо, и пытался именно это воспроизводить. Но полной отдачи никогда не было. Я стоял спокойненько в глубине сцены, играл и постоянно думал, что что-то не так: чего-то хочется, но не происходит. И только года 3 назад я осознал, что занимался не тем, чем хотелось. В группе КИПЕЛОВ ситуация совершенно другая - эта музыка мне близка, и я выкладываюсь по полной, получая от игры максимальное удовольствие. А иначе, зачем выходить на сцену? Наверное, уж не за тем, чтобы во время концерта посмотреть на часы и подумать: класс, осталось отыграть пару песен, и домой!
MB: Задам тебе традиционный для гитаристов вопрос: какова твоя коллекция гитар?
ВМ: (Смеётся.) Коллекция у меня есть, но очень небольшая - несколько разноплановых инструментов. Я привыкаю к определённому инструменту, играю на нём, а если заходит речь о замене, то я его просто меняю на лучший, предыдущий не оставляю. В данный момент я в основном играю тяжёлую музыку. Если бы сейчас, как раньше, работал сессионным музыкантом, то есть играл бы джаз, фанк, блюз, мне, соответственно, были бы нужны разные гитары, и мой арсенал был бы многочисленнее. MB: Каковы твои основные критерии при выборе инструмента для себя? ВМ: Удобство игры и определённый звук. MB: Приобретя гитару, ты «доводишь» её?
ВМ: Бывает, что меняю звукосниматели. Это если дерево хорошее, но датчики не на уровне. Ну и со струнами бывают проблемы. Я использую струны SIT, которые до сих пор делают в Америке, и их качество меня устраивает. MB: На чём ты сейчас играешь? ВМ: На данный момент мне ближе всего гитары Dean. Уже два года я на них играю, и это абсолютно то, что мне надо. Сейчас ведутся переговоры с американской компанией, чтобы сделать для меня на заказ именную модель. Американцы пока не дают полный эндорсмент на Россию, но, может быть, произведут инструмент с учётом моих разработок. MB: Я знаю, что ты используешь оборудование марки ENGL. Расскажи, как ты с ним познакомился? ВМ: ENGL я открыл для себя давно. Мы с группой SIXTH SENSE выступали на большом фестивале в Болгарии перед 20-тысячной публикой и разогревали группу MANOWAR, и они нам поставили ENGL Invader. Я просто с ума сошёл от звука, даже не ожидал, что такое возможно. Причём я тогда не использовал дополнительно никаких приборов, обработок и процессоров -просто воткнулся в ENGL и отыграл весь концерт, а звук был супер. После фестиваля на Universal в Америке вышел DVD MANOWAR с этим выступлением, и там представлены четыре наши песни. Когда я послушал звук, он меня просто потряс. Мы ничего не сводили, как играли, так впрямую нас и записали, абсолютный live, но в звуке было то «мясо», которого мне всегда хотелось. И после этого я обратил внимание на фирму ENGL, тем более что Андрей Голованов, второй гитарист КИПЕЛОВ, использует ENGL уже давно -если я не ошибаюсь, комбик Sovereign. Потом на выступлениях я в райдере пару раз указал ENGL, мне его поставили, и эффект был тот же самый. Скажу больше, на записи нового альбома группы КИПЕЛОВ, который, я надеюсь, скоро выйдет, у меня стояла голова ENGL Ritchie Blackmore, и через эту голову я с удовольствием отработал запись. Через неё же записан альбом моего проекта SIXTH SENSE «Moments Of Affection», который мы совсем недавно выпустили. Так что к тому моменту, когда эксклюзивный дистрибьютор ENGL в России, компания O.K. & Co., предложила мне стать эндорсером ENGL, я был уже прекрасно знаком с продукцией этой фирмы. Мы провели переговоры, и я подписал контракт, чему очень рад. Бывает так, что музыканты подписываются на что-то, потому что им это даётся бесплатно, а я подписался на ENGL, потому что точно знал, что это такое. По договору я заказал для себя голову ENGL Invader и к ней стэк. MB: В процессе нашей беседы прозвучало название SIXTH SENSE. Расскажи, пожалуйста, об этом проекте. ВМ: Совсем недавно мы выпустили свой дебютный альбом, но шли к этому достаточно долго. Альбом «Moments Of Affections получился разноплановым по стилю, потому что мы искали «куда пойти», и в результате - материал достаточно разбросанный. Все вещи были написаны два года назад, мы их долго переписывали, вынашивали, полтора года назад всё записали и свели, а альбом выпустили только 2 месяца назад - так долго искали выпускающий лейбл. В итоге наш знакомый, Саша Новиков, выпустил «Moments Of Affection» на JetNoise records, который является подлейблом компании Мистерия. Мы вы-пустились в России, а теперь изыскиваем возможность выпуститься ТАМ, потому что этот продукт, я считаю, всё-таки ближе ТОЙ аудитории - по менталитету, по музыке. У нас почему-то подобную музыку не слушают, или, вернее, слушают, но в исполнении западных групп. Если появляется отечественная формация такого рода, сразу начинаются вопросы типа «почему вы играете такую музыку?», «почему поёте на английском?». Так что русскую группу, играющую в подобном стиле, слушать не хотят, а гастролёры собирают немалые площадки.
MB: Расскажи о лирике альбома.
ВМ: Тексты у нас англоязычные, достаточно жёсткие, откровенные. Мы и сами воспринимаем жизнь такой, как есть, открыто - со всеми невзгодами, неприятностями. Поэтому в наших текстах любовь без цветочков - с кровью, с нервом, без какого-либо кокетства. Для некоторых это может показаться «слишком...», но мы считаем, что лирика альбома отражает правду жизни. В плане текстов с нами сотрудничали Вячеслав Кокорев, Виктор Левченко (басист Григория Лепса) и Сергей Ситников, друг нашего вокалиста Саши Грата, а так же на этом альбоме присутствует лирика Александра Граты и Олега Ховрина. Бонусом представлены и две композиции на русском языке - «Мира Пало» и «Руки-Крылья»- как затравочка для русской публики: на концертах многие просят нас исполнять вещи именно на русском языке. MB: Ничего не поделаешь, русский рок это традиционно сначала текст, а потом всё остальное.
ВМ: Поэтому мы и думаем сейчас, что делать дальше: готовить русскоязычную пластинку, или двигаться ТУДА. Но вообще-то, очень хочется делать именно то, что хочется. У меня к русскому року двоякое отношение. Всё-таки русский рок это, скорее всего, пародия на западное течение рок-музыки. Мы взяли от них музыкальную канву и не слишком, качественно переработали. Тексты у западных команд (в большинстве случаев) не имеют такого стратегического значения, как в России. У нас в стране востребована странная смесь романса с роком, а от этого страдает музыка.
MB: Кто занят в проекте?
ВМ: SIXTH SENSE состоит из музыкантов, которые работают в других коллективах: я - в группе КИПЕЛОВ, Олег Ховрин (ударные) - с группами МАСТЕР и ЗЕМЛЯНЕ, Рыбалов (бас-гитара)- с Николаем Носковым и только вокалист Саша Грата - свободный художник. MB: Вернёмся к нашим нелёгким временам. Скажи, кризис как-нибудь отразился на гастрольной деятельности группы КИПЕЛОВ?
ВМ: Мы недавно работали на югах. В Анапе почти расстроились - зал был неполный, но организаторы сказали, что по сравнению с тем, сколько народа собрали другие исполнители, у нас был просто биток. Вообще-то, гастроли группы расписаны надолго вперёд. А как только выйдет новый альбом, видимо, сразу пойдёт большой тур в поддержку. MB: Как ты думаешь, можно ли считать профессию рок-музыканта «зоной риска»: как известно, за небольшой промежуток времени случилось несколько безвременных смертей? ВМ: Каждый артист постоянно должен получать адреналин, и все получают его по-своему: одни за счёт секса, другие за счёт алкоголя и наркотиков - вариантов хватает. Рок-музыканты, как правило, люди творческие, эмоциональные, и проблема именно в этом - они сами сжигают себя. Людям, играющим рок, доступны различного рода излишества - на гастролях открыт неограниченный подход ко всему, можно угореть по полной программе. Главное- научиться сохранять баланс и не скатываться. Могу по себе сказать, что у меня не получается жить размеренно, без особых всплесков - обязательно должно что-то происходить, чтобы всё это давало мне подстёжку в творческом развитии, но я стараюсь держать себя в руках. Некоторые соблазнов не выдерживают и живут на всю катушку, но это утопическая жизнь, ведущая к саморазрушению. Так что особой мистики во всём этом нет- проблема выбора. По моим наблюдениям, сейчас ситуация выравнивается: рок-музыканты стали больше следить за своим здоровьем, перестали злоупотреблять наркотиками и алкоголем. Если посмотреть на Запад, то там многие люди, которые прежде из угара не выходили - например, Мик Джаггер (Mick Jagger), Стивен Тайлер (Steven Tyler), MOTLEY CRUE и т.д. - теперь в спортзалах почти прописались, они (в их-то годы!) полны энергии, как батарейки Дюрас-сель. Я был на концерте AEROSMITH в «Олимпийском» - кайфанул невероятно. MB: Как на твой профессиональный взгляд, можно ли сейчас в музыке придумать что-либо абсолютно новое? ВМ: Мне кажется, возможно. Хотя не секрет, что всё мыслимое было сыграно ещё классическими музыкантами. Здесь же речь может идти об эклектике, смешении стилей. Сейчас нужно научиться находить новые звучания. Те же рок-группы сегодня уже не просто рок-группы - вроде бы играется рок, но сюда же включаются и элементы рэпа, классики и т.п. MB: Как ты думаешь, у тяжёлых жанров есть перспектива?
ВМ: Я думаю, что да. Всегда было огромное количество народа, которым нравилась рок-музыка. И такие люди не исчезнут, потому что рок это особенное мироощущение, стиль жизни.
MB: Есть у тебя предчувствие, хороший будет концерт или нет?
ВМ: Главное, надо научиться перед каждым концертом вводить себя в состояние угара и весёлого задора, тогда всё получится.
MB: Если речь идёт о работе в проекте, готов ли ты подчиниться музыкальному продюсеру, или будешь отстаивать свою точку зрения?
ВМ: Если проект изначально коммерческий, то, конечно, должен рулить продюсер. Но если возникнет какой-то совсем неприсущий мне момент, я лучше откажусь. А что касается личного творчества, то когда мы писали альбом SIXTH SENSE, то всё отслеживали сами, в частности, звук. А сводили и мастерили альбом мы на FinnVox в Финляндии - тамошним умельцам особо не надо было что-либо говорить, они и сами понимали, что нам нужно. MB: Какие планы на будущее? ВМ: Намечается один интересный проект. Женя Одинцов, директор Кипелова, провёл переговоры с Майком Террана (Mike Terrana), отослал ему мой трек, и Майк дал предварительное согласие записать совместно мой инструментальный альбом. Есть идея пригласить в этот проект ещё и вокалистов, с которыми я работал, и сделать несколько песен. Это должна быть интересная фишка, главное найти на всё время.
MB: Тебя приглашают в другие коллективы?
ВМ: Приглашают в поп-шоу-биз, но я в придворные музыканты больше не пойду, мне это не интересно. Был в моей жизни момент, когда я понял, что надо отовсюду валить и заниматься своим делом. Я свалил и сел дома - на голой жопе, без денег, но с сумасшедшим ощущением свободы. Тогда у нас и зародился SIXTH SENSE - мы начали вместе что-то делать, и у нас космически попёрло! Было уже плевать - есть деньги, нет денег. Когда у Саши Грата были проблемы с квартирой, я ему сказал: «Приезжай ко мне и живи». Мне кажется, когда складывается подобная ситуация, тогда что-то серьёзное и может произойти.
MB: На «Музыка Москва» собираешься?
ВМ: Не только собираюсь, но мы там заявлены с SIXTH SENSE. А вообще-то, я каждый год эту выставку обязательно посещаю.
MB: Что интересного для себя выносишь оттуда?
ВМ: Начнём с того, что обычно выносят меня! (Смеётся.) Просто в быту не встретишься со всеми музыкантами, а их много и многие из них мои друзья. Я встречаю там людей, с которыми давно не виделся, хожу по выставке с ощущением праздника - мегатуса! Это единственное мероприятие такого рода у нас! MB: Есть у тебя фанатские истории, которые тебя достали? ВМ: Бывают! У меня в интерактиве один парень такие тексты пишет - целые полотна: «что ты думаешь о смерти?..», «а если тебя завтра убьют?..», «а меня опять в психбольницу на Вятке кладут...» - серьёзный персонаж! MB: Скажи два слова о страстно ожидаемом фанатами новом альбоме группы КИПЕЛОВ.
ВМ: Могу сказать, что новый альбом очень отличается от «Реки Времён». На мой взгляд, он более прогрессивный, музыкально более интересный. MB: Ну и, конечно же, твои пожелания тем, кто только начинает... ВМ: Главное - верить в себя, без этого никуда. Какие бы трудности ни возникали - преодолевать и идти дальше. Музыка это такая сфера, что тут либо пан, либо пропал, поэтому нельзя заниматься музыкой и параллельно ещё чем-то, нельзя переводить музыку в разряд хобби. А сделав её главным занятием своей жизни, нужно постоянно развиваться, прогрессировать, каждый день находить новые фишки, то есть нужно каждый день заниматься и заниматься системно.
журнал "MUSIC ВОХ" №3(53)2009